Избранное сообщение

Суняйкин Роман Сергеевич  Педагогический стаж 2 года

Рабочая программа по физической культуре 5-9 классы










Рабочая программа
курса «Физическая культура» для 5-9  классов
основное общее образование


















Требования к результатам освоения программы.

  Цель учебного предмета "Физическая культура" в основной школе- формирование разносторонне физически развитой личности, способной эффективно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи обучения:
    укреплять здоровье, развивать основные физические и психические качества и повышать функциональные возможности организма;
    формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых ви­дов спорта;
    осваивать знания о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
    обучать навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
    содействовать воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Одна из главнейших задач уроков — обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетание этих способностей.
Для учащихся основными формами организации образовательной деятельности по предмету служат:
    уроки физической культуры;
    физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках;
    самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).
Данная программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представлены в соответствующих тематических разделах:
    «Легкая атлетика»
    «Гимнастика с основами акробатики»
    «Спортивные игры»
    «Лыжная подготовка»
    «Общеразвивающие упражнения».
При этом каждый тематический раздел программы включает дополнительно и подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

 Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учеб­ного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям физической культурой и спортом, двигательной деятельностью, в накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве, формирования ценности здорового и безопасного образа жизни, воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении в познавательной и предметно-практической деятельности знаний и умений, приобретенных на базе освоения содержания предмета «Физическая культура» в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальных способностей, которые потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни учащихся; отражают умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, отражают владение основами самоконтроля, самооценки;
предметные результаты характеризуют умения и опыт учащихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» и проявляются в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
При разработке рабочей программы учитываются регионально-национальные и этнокультурные особенности, а также в целом потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития, самореализации.

Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Здесь представлены итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успеш­ности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее - частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты
1)     в области познавательной культуры:
     владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
     владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
     владение знаниями об основах организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлении содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
2)      в области нравственной культуры:
     способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
     способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
     владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать
спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
3)       в области трудовой культуры:
          умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
          умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
          умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
4)       в области эстетической культуры:
          красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
          хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
          культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
5)       в области коммуникативной культуры:
          умение осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
          умение достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
          умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с парт­нерами во время учебной и игровой деятельности.
6)       в области физической культуры:
          владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
          владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
    умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Метапредметные результаты:
          умение характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
          умение находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
          умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
          осознание необходимости обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
          умение организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
          умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
          умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
          способность видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
          способность оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
          овладение способностью управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
          умение технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Регулятивные УУД:
          владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
          владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
          владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
          работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
          в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Предметные результаты:
          умение планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
          умение излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
          способность представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
          умение измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
     способность оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
     умение организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
     бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности;
     умение организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
     умение характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
     развитие навыков взаимодействия со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
     умение в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эф­фективно их исправлять;
     умение подавать строевые команды, вести счет при выполнении общеразвивающих упражнений;
     умение находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
     умение выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высокотехничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
     умение выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
     умение применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Познавательные УУД:
          Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
          Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
          Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
          Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. 
          Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Планируемые образовательные результаты учащихся.
 
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
• понимать определение допинга, основ антидопинговых правил и концепции честного спорта, осознавать последствия допинга;
• определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
• разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
• характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту;
• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
• классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
• тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
• проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
• проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.

Физическое совершенствование
Выпускник научится:
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
• выполнять технику основных способов плавания: кроль на груди и спине, брасс;
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега, плавания;
• осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.


Содержание учебного предмета «Физическая культура»
Знания о физической культуре
5 класс
История физической культуры
Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Физическая культура (основные понятия)
Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Физическая культура человека
Режим дня, его основное содержание и правила планирования.

6 класс
История физической культуры
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура (основные понятия)
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Физическая культура человека
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

7 класс
История физической культуры
Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия)
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Физическая культура человека
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

8 класс
История физической культуры
Организация и проведение пеших туристических походов
Физическая культура (основные понятия)
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Физическая культура человека
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

9 класс
История физической культуры
Физическая культура в современном обществе.
Физическая культура (основные понятия)
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.


5 класс
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.

6 класс
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

7 класс
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.

8 класс
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Планирование занятий физической культурой
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).

9 класс
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

Физическое совершенствование
5-9 классы
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, коорди-нации движений.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.

Содержание программы

1. «Знания о физической культуре»
История физической культуры.
- Олимпийские игры древности: мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности.
- Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения: возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
- История зарождения олимпийского движения в России: Олимпийское движение в дореволюционной России, роль А.Д. Бутовского в эго становлении и развитии.
- Олимпийское движение в России (СССР): основные этапы развития олимпийского движения в России (СССР).
Физическая культура (основные понятия)
- Физическое развитие человека: понятие о физическом развитии, характеристика его основных показателей.
- Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств: физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств.
- Адаптивная физическая культура: адаптивная физическая культура как система занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья.
- Здоровье и здоровый образ жизни: здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формировании.
Физическая культура человека.
- Режим дня, его основное содержание и правила планирования: режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность человека.
- Закаливание организма: закаливание организма способами принятия воздушных ванн, купания.
- Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности: влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности (воли, смелости, трудолюбия, честности, этических норм поведения).
- Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом: оказание доврачебной помощи во время занятий физической культурой и спортом.
2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
- Подготовка к занятиям физической культурой: требования безопасности и гигиенические правила при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой, физической (технической) подготовкой (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки).
- Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен): составление (по образцу) индивидуальных планов занятий физической подготовкой,  выделение основных частей  занятий, определение их направленности и содержания.
- Организация досуга средствами физической культуры: организация досуга средствами физической культуры, характеристика занятий подвижными и спортивными играм.
- Самонаблюдение и самоконтроль: самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по его основным показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, показатели осанки.
- Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельность: ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности.
- Оценка техники движений, способы выявления: простейший анализ и оценка техники осваиваемого упражнения по методу сличения его с эталоном.
3. Физическое совершенствование.
3.1. Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
- Комплексы упражнений физкультминуток и физкультпауз.
- Комплексы упражнений на формирование правильной осанки.
Индивидуальные комплексы адаптивно (лечебной) и корригирующей физической культуры.
- Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показателями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов зрения).
3.2. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы:
- построение и перестроение на месте;
- перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением;
- перестроение из колонны по два и по четыре  в колонну по одному разведением и слиянием;
- передвижение в колонне с изменением длины шага.
Акробатические упражнения и комбинации:
- акробатические упражнения: кувырок вперед в группировке;
- кувырок назад в упор присев;
- из упора присев перекат назад в стойку на лопатках.
Ритмическая гимнастика (девочки)
- стилизованные общеразвивающие упражнения.
Опорные прыжки:
- прыжок на гимнастического козла с последующим спрыгиванием.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки)
- передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед, стойка на коленях с опорой на руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись); зачетная комбинация.
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине:
-  висы согнувшись, висы прогнувшись
Легкая атлетика.
Беговые упражнения:
- бег на короткие дистанции: от 10 до 15 м;
-  ускорение с высокого старта; бег с ускорением от 30 до 40 м; скоростной бег до 40 м; на результат 60 м;
- высокий старт;
- бег в равномерном темпе от 10 до 12 минут;
- кроссовый бег; бег на 1000м.
- варианты челночного бега 3х10 м.
Прыжковые упражнения:
- прыжок в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги»;
- прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега способом «перешагивание».
Метание малого мяча:
- метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены;
- метание малого мяча на заданное расстояние; на дальность;
- метание малого мяча в вертикальную неподвижную мишень;
- броски набивного мяча двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди.
Спортивные игры.
Баскетбол:
- стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- остановка двумя шагами и прыжком;
- повороты без мяча и с мячом;
- комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)
- ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; по прямой, с изменением направления движения и скорости;
- ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте;
- передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении;
- передача мяча одной рукой от плеча на месте;
- передача мяча двумя руками с отскоком от пола;
- штрафной бросок;
- вырывание и выбивание мяча;
- игра по правилам.
Волейбол:
- стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.);
- прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку;
- прием и передача мяча сверху двумя руками;
- нижняя прямая подача;
- игра по упрощенным правилам мини-волейбола.
Футбол:
- стойка игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, спиной вперед, ускорения, старты из различных положений;
- удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороны стопы;
- удары по мячу серединой подъема стопы;
- остановка катящегося мяча внутренней стороны стопы;
- остановка мяча подошвой
- ведение мяча по прямой;
- удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель;
- комбинация из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прим мяча, остановка, удар по воротам;
- игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров.
Прикладно-ориентированная подготовка.
Прикладно-ориентированные упражнения:
- передвижение ходьбой, бегом по пересеченной местности;
- лазанье по канату (мальчики);
- лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, по диагонали лицом и спиной к стенке (девочки);
- приземление на точность и сохранение равновесия;
- преодоление полос препятствий.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка:
- физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Гимнастика с основами акробатики:
Развитие гибкости
- наклон туловища вперед, назад в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны;
- упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечевого сустава (выкруты);
- комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного столба.
- комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений;
- упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений
- преодоление препятствий прыжком с опорой на руки;
- броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и не подвижную мишень, с места и разбега;
- разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением;
- прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силы
- подтягивание в висе и отжимание в упоре;
- подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки);
- отжимание в упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;
- поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты;
- метание набивного мяча из различных исходных положений;
- комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные   мышечные группы (с увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения).
Легкая атлетика:
Развитие выносливости
- бег с максимальной скоростью в режиме повоторно-интервального метода;
- бег с равномерной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности.
Развитие силы
- прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны);
- запрыгивание с последующим спрыгиванием;
- комплексы упражнений с набивными мячами.
Развитие быстроты
- бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры;
- повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой);
- прыжки через скакалку в максимальном темпе;
- подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Баскетбол
Развитие быстроты
- ходьба, бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками и выполнением различных заданий (прыжки вверх, назад, вправо, влево; приседания и т.д.);
- выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой;
- челночный бег (чередование дистанции лицом и спиной вперед);
- прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с разбега;
- подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие выносливости
- повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом отдыха.
Развитие координации движений
- броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени;
- бег с «тенью» (повторение движений партнера);
- бег по гимнастической скамейке;
- броски малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последующей его ловлей одной рукой (обеими руками) после отскока от стены (от пола).
Футбол
Развитие быстроты
- старты из различных положений с последующим ускорением;
- бег с максимальной скоростью по прямой, с остановками (по свистку, хлопку, заданному сигналу);
- прыжки через скакалку в максимальном темпе;
- прыжки по разметкам на правой (левой) ноге;
- прыжки вверх на обеих ногах и одной ноге с продвижением вперед;
- подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие силы
многоскоки; прыжки на обеих ногах с дополнительным отягощением (вперед, в приседе).


Тематический план
при трехразовых занятиях в неделю
5 – 9 классы


№ п/п

Наименование тем
Класс
Основные виды учебной деятельности
5
6
7
8
9
Количество часов

1.
«Знания о физической культуре»
В процессе урока


«История физической культуры»
Определять основные направления развития физической культуры в обществе, раскрывать целевое предназначение каждого из них.
Объяснять причины включения упражнений из базовых видов спорта в школьную программу по физической культуре.

«Физическая культура (основные понятия)»
Раскрывать понятия всестороннего и гармоничного развития личности, спортивной подготовки, здорового образа жизни.

«Физическая культура человека»
Определять назначение физкультурно-оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня.
Использовать правила подбора и составления комплексов физических упражнений для физкультурно- оздоровительных занятий
2.
«Способы двигательной (физкультурной) деятельности»
В процессе урока
Готовить места занятий в условиях помещения и на открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями.
Выявлять факторы нарушения техники безопасности при занятиях физической культурой и своевременно их устранять

«Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой»

«Оценка эффективности занятий физической культурой»
Тестировать развитие основных физических качеств и соотносить их с показателями физического развития, определять приросты этих показателей по учебным четветям и соотносить их с содержанием и направленностью занятий физической культурой
3.
«Физическое совершенствование»
105
105
105
105
102

3.1.
«Физкультурно-оздоровительная деятельность»
В процессе урока
Выполнять упражнения и комплексы с различной оздоровительной направленностью, включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время этих занятий
3.2.
«Спортивно-оздоровительная деятельность общеразвивающей направленностью»
105
105
105
105
102


«Гимнастика с основами акробатики»
21
21
21
21
20
Знать и различать строевые команды, четко выполнять строевые команды. Описывать технику акробатических упражнений и составлять акробатические комбинации из числа разученных упражнений

«Легкая атлетика»
21
21
21
21
20
Описывать технику выполнения беговых, прыжковых упражнений, технику метания малого мяча, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.

«Лыжная подготовка»
16
16
16
16
15
Организовывать совместные занятия со сверстниками.
Описывать технику передвижения на лыжах, осваивать её самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

«Спортивные игры»
47
47
47
47
47


- баскетбол
21
21
21
21
21
Организовывать совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществлять судейство игры.
Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

- волейбол
21
21
21
21
21
Организовывать совместные занятия волейболом со сверстниками, осуществлять судейство игры.
Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

- футбол
5
5
5
5
5
Организовывать совместные занятия футболом со сверстниками, осуществлять судейство игры.
Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.
3.3.
«Прикладно-ориентированная подготовка»
В процессе урока
Организовывать совместные занятия прикладной физической подготовкой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой.
Владеть вариативным выполнением прикладных упражнений, перестраивать их технику в зависимости от возникающих задач и изменяющихся условий

«Прикладно-ориентированные упражнения»
3.4.
«Упражнения общеразвивающей направленности»
В процессе урока
Организовывать совместные занятия  физической подготовкой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой.


Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы и технологии обучения:

Освоения и совершенствование техники двигательных действий будет осуществляться словесными (диалог), наглядными (показ упражнения, компьютерная демонстрация) методами.
  Для развития двигательных способностей используются следующие методы: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный метод, непредельных усилий, строго регламентированного упражнения, повторный метод, вариативный метод.
  Формы организации деятельности учащихся на уроке: в вводно-подготовительной и заключительной частях – фронтальная,  непрерывного упражнения, в основной – групповая и индивидуальная.
Образовательная технология:
личностно – ориентированное обучение, информационно – коммуникационные технологии, системно – деятельностный подход.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
Оценивание деятельности учащихся проводится направлениям:
· по основам знаний;
· по технике владения двигательными действиями;
· по способам осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность;
· по уровню физической подготовленности


Требования к уровню подготовки выпускников 5 класса

Физические качества
Физические упражнения
мальчики
девочки
Быстрота
Бег 60м с низкого старта, с
Прыжки через скакалку в максимальном темпе, 10 с
9,2

20
10,2

10
Сила
Подтягивание из виса, кол-во раз
Прыжок в длину с места, см
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз
8


180

-
-


165

24
Выносливость (выбирается любое из упражнений)
Кроссовый бег на 2км, мин
Передвижение на лыжах на 2км, мин
Бег на 2000м, мин
Бег на 1000м, мин
14.30
16.30

10.30
-
17.20
21.00

-
5.40
Координация движений
Последовательное выполнение кувырков, кол-во раз
Челночный бег 3*10м, с
5

8,2
-

8,8












Тематическое планирование учебного материала для 5-8  класса
п/п
Вид программного материала
Кол-во
часов
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
1
Основы знаний

В процессе урока
2
Лёгкая атлетика
21
11




10

3
Футбол
5

3




2
4
Баскетбол
21

13
8



5
Волейбол
21


14
7


6
Гимнастика с элементами акробатики
21



8
13

7
Лыжная подготовка



16



16





Всего часов:

105

27

22

31

25


Карта контрольно-оценочной деятельности
5-9 класс

пп
Тема контроля / форма контроля ( зачет)
Время проведения контроля (номер урока по КТП)
1.       
Бег 30м
1 четверть – 2 урок
2.       
Бег 60м
1 четверть – 4 урок
3.       
Бег 400м
1 четверть – 7 урок
4.       
Бег 1000м
1 четверть – 8 урок
5.       
Эстафетный бег 400м
1 четверть – 11 урок
6.       
Метание малого мяча
1 четверть – 13 урок
7.       
Передвижение баскетболиста
1 четверть – 16 урок
8.       
Передачи мяча
1 четверть – 19 урок
9.       
Броски мяча в корзину
1 четверть – 20 урок
10.   
Броски мяча в корзину после ведения+2 шага за 1 мин
1 четверть – 22 урок
11.   
Бег 100м
1 четверть – 24 урок
12.   
Выполнение акробатической комбинации
1 четверть – 29 урок
13.   
Подтягивание на перекладине
2 четверть – 31 урок
14.   
Наклон вперед
2 четверть – 32 урок
15.   
Прыжки через козла
2 четверть – 34 урок
16.   
5 кувырков вперед
2 четверть – 35 урок
17.   
Поднимание туловища за 30 сек
2 четверть – 37 урок
18.   
Выполнение акробатической комбинации 2
2 четверть – 40 урок
19.   
Бег 100м
2 четверть – 45 урок
20.   
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
2 четверть – 46 урок
21.   
Передачи  мяча сверху над собой
3 четверть – 52 урок
22.   
Передачи  мяча снизу над собой
3 четверть – 56 урок
23.   
Передачи мяча в парах
3 четверть – 58 урок
24.   
Прыжки через скакалку
3 четверть – 60 урок
25.   
Челночный бег 4*9 м
3 четверть – 64 урок
26.   
Поднимание туловища за 1 мин
3 четверть – 67 урок
27.   
Прыжки в высоту
3 четверть – 70 урок
28.   
Подтягивание
3 четверть – 72 урок
29.   
Прыжок в длину с места
3 четверть – 74 урок
30.   
Челночный бег 3*10 м
3 четверть – 76 урок
31.   
Наклон вперед
4 четверть – 80 урок
32.   
Подтягивание
4 четверть – 82 урок
33.   
Броски мяча в корзину
4 четверть – 83 урок
34.   
Прыжок в длину с места
4 четверть – 86 урок
35.   
Метание малого мяча
4 четверть – 89 урок
36.   
Бег 30м
4 четверть – 91 урок
37.   
Бег 60м
4 четверть – 94 урок
38.   
Бег 400м
4 четверть – 95 урок
39.   
Эстафетный бег 400м
4 четверть – 99 урок
40.   
Бег 100м
4 четверть – 99 урок
41.   
Бег 1000м
4 четверть – 101 урок













Приложение 1
Уровень физической подготовленности учащихся  11 – 15 лет
Мальчики
п/п
Физические способности
Контрольное упражнение
(тест)
Воз-раст
Уровень
низкий
средний
высокий
1.
Скоростные
Бег 30 м
11
6,3 и выше
6,1 – 5,5
5,0 и ниже
12
6,0
5,8 – 5,4
4,9
13
5,9
5,6 – 5,2
4,8
14
5,8
5,5 – 5,1
4,7
15
5,5
5,3 – 4,9
4,5
2.
Координационные
Челночный бег 3х10 м
11
9,7 и выше
9,3 – 8,8
8,5 и ниже
12
9,3
9,0 – 8,6
8,3
13
9,3
9,0 – 8,6
8,3
14
9,0
8,7 – 8,3
8,0
15
8,6
8,4 – 8,0
7,7
3.
Скоростно-силовые
Прыжок в длину с места
11
140 и ниже
160 - 180
195 и выше
12
145
165 - 180
200
13
150
170 - 190
205
14
160
180 - 195
210
15
175
190 - 205
220
4.
Гибкость
Наклон вперед из положения сидя
11
2 и ниже
6 - 8
10 и выше
12
2
6 - 8
10
13
2
5 - 7
9
14
3
7 - 9
11
15
4
8 - 10
12
5.
Силовые
Подтягивание: на высокой перекладине из виса
11
1
4 - 5
6 и выше
12
1
4 - 6
7
13
1
5 - 6
8
14
2
6 – 7
9
15
3
7 - 8
10








Приложение 2
Девочки
п/п
Физические способности
Контрольное упражнение
(тест)
Воз-раст
Уровень
низкий
средний
высокий
1.
Скоростные
Бег 30 м
11
6,4 и выше
6,3 – 5,7
5,1 и ниже
12
6,3
6,2 – 5,5
5,0
13
6,2
6,0 – 5,4
5,0
14
6,1
5,9 – 5,4
4,9
15
6,0
5,8- 5,3
4,9
2.
Координационные
Челночный бег 3х10 м
11
10,1 и выше
9,7 – 9,3
8,9 и ниже
12
10,0
9,6 – 9,1
8,8
13
10,0
9,5 – 9,0
8,7
14
9,9
9,4 – 9,0
8,6
15
9,7
9,3 – 8,8
8,5
3.
Скоростно-силовые
Прыжок в длину с места
11
130 и ниже
150 - 175
185 и выше
12
135
155 - 175
190
13
140
160 - 180
200
14
145
160 - 180
200
15
155
165 - 185
205
4.
Гибкость
Наклон вперед из положения сидя
11
4 и ниже
8 - 10
15 и выше
12
5
9 - 11
16
13
6
10 - 12
18
14
7
12 - 14
20
15
7
12 - 14
20
5.
Силовые
Подтягивание: на низкой перекладине из виса лежа
11
4 и ниже
10 - 14
19 и выше
12
4
11 - 15
20
13
5
12 – 15
19
14
5
13 – 15
17
15
5
12 - 13
16


Комментариев нет:

Отправить комментарий