Рабочая
программа
курса
«Физическая культура» для 5-9 классов
основное общее
образование
Требования к результатам освоения программы.
Цель учебного
предмета "Физическая культура" в основной школе- формирование
разносторонне физически развитой личности, способной эффективно использовать
ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации
активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный
процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников
в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и
психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в
организации здорового образа жизни.
Задачи обучения:
•
укреплять
здоровье, развивать основные физические и психические качества и повышать
функциональные возможности организма;
•
формировать
культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с
общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и
приемами базовых видов спорта;
•
осваивать знания
о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в
формировании здорового образа жизни;
•
обучать навыкам и
умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной
деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
•
содействовать
воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Одна из главнейших задач уроков — обеспечение
дальнейшего всестороннего развития координационных (ориентирование в
пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность
двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность
воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных
параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных,
выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетание этих способностей.
Для учащихся основными
формами организации образовательной деятельности по предмету служат:
•
уроки физической
культуры;
•
физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия
в спортивных секциях и кружках;
•
самостоятельные
занятия физическими упражнениями (домашние занятия).
Данная программа соотносит учебное содержание с
содержанием базовых видов спорта, которые представлены в соответствующих
тематических разделах:
•
«Легкая атлетика»
•
«Гимнастика с основами
акробатики»
•
«Спортивные игры»
•
«Лыжная
подготовка»
•
«Общеразвивающие
упражнения».
При этом каждый тематический раздел программы включает
дополнительно и подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности
согласуются с соответствующим видом спорта.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах
учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета
«Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в
положительном отношении учащихся к занятиям физической культурой и спортом,
двигательной деятельностью, в накоплении необходимых знаний, а также в умении
использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных
интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в
физическом совершенстве, формирования ценности здорового и безопасного образа
жизни, воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении в
познавательной и предметно-практической деятельности знаний и умений, приобретенных
на базе освоения содержания предмета «Физическая культура» в единстве с
освоением программного материала других образовательных дисциплин,
универсальных способностей, которые потребуются как в рамках образовательного
процесса, так и в реальной повседневной жизни учащихся; отражают умение
самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения
целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать
правильность выполнения учебной задачи, отражают владение основами самоконтроля,
самооценки;
предметные
результаты характеризуют умения и
опыт учащихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения
учебного предмета «Физическая культура» и проявляются в знаниях и способах
двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении
практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных
занятий физической культурой.
При разработке рабочей программы учитываются
регионально-национальные и этнокультурные особенности, а также в целом потребности
современного российского общества в физически крепком и дееспособном
подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы
здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для
самовоспитания, саморазвития, самореализации.
Личностные,
метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
результаты освоения учебного предмета
Здесь представлены итоговые результаты, которые должны
демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета
выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности
овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают
минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть
освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету
«Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням,
исходя из принципа «общее - частное — конкретное», и представлены
соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты
1) в области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях
физического развития и физической подготовленности, о соответствии их
возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального
здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики
заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
• владение знаниями об основах организации и проведения
занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности,
составлении содержания занятий в соответствии с собственными задачами,
индивидуальными особенностями физического развития и физической
подготовленности.
2) в области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, проявлять
культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой,
игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные
физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их
организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во
время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать
спорные проблемы на основе уважительного и
доброжелательного отношения к окружающим.
3) в области трудовой культуры:
•
умение
планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
•
умение проводить
туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать
места стоянок, соблюдать правила безопасности;
•
умение содержать
в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять
их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
4) в области эстетической культуры:
•
красивая
(правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах
движения и передвижений;
•
хорошее
телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений
посредством занятий физической культурой;
•
культура
движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
5) в области коммуникативной культуры:
•
умение
осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных
систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в
самостоятельных занятиях физической культурой;
•
умение достаточно
полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий
физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью,
излагать их содержание;
•
умение оценивать
ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения
и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
6) в области физической культуры:
•
владение навыками
выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и
др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
•
владение навыками
выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной
направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения
их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности
(качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты:
•
умение
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
•
умение находить
ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
•
умение общаться и
взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,
дружбы и толерантности;
•
осознание
необходимости обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного
отдыха и занятий физической культурой;
•
умение
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
•
умение
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе
ее выполнения;
•
умение
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
•
способность
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
•
способность
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
•
овладение
способностью управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
•
умение технически
правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать
их в игровой и соревновательной деятельности.
Регулятивные УУД:
•
владение
умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных
оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять
полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
•
владение
умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с
другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной
деятельностью, излагать их содержание;
•
владение
умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные
способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой
деятельности.
•
работая
по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
•
в
диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Предметные результаты:
•
умение
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых
и досуг с использованием средств физической культуры;
•
умение излагать
факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение
в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
•
способность
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;
•
умение измерять
(познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела),
развития основных физических качеств;
• способность оказывать посильную помощь и моральную
поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и
уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
• умение организовывать и проводить со сверстниками
подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
• бережное обращение с инвентарем и оборудованием,
соблюдение требований техники безопасности;
• умение организовывать и проводить занятия физической
культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические
упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
• умение характеризовать физическую нагрузку по
показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по
развитию физических качеств;
• развитие навыков взаимодействия со сверстниками по
правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• умение в доступной форме объяснять правила (технику)
выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно
их исправлять;
• умение подавать строевые команды, вести счет при
выполнении общеразвивающих упражнений;
• умение находить отличительные особенности в выполнении
двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и
элементы;
• умение выполнять акробатические и гимнастические
комбинации на высокотехничном уровне, характеризовать признаки техничного
исполнения;
• умение выполнять технические действия из базовых видов
спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение применять жизненно важные двигательные навыки и
умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Познавательные
УУД:
•
Анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений.
•
Осуществлять
сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций;
•
Строить
логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
•
Создавать
схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
•
Уметь
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Планируемые
образовательные результаты учащихся.
Знания
о физической культуре
Выпускник
научится:
• рассматривать физическую культуру как явление
культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные
направления и формы её организации в современном обществе;
• характеризовать содержательные основы здорового
образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим
развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и
профилактикой вредных привычек;
• понимать определение допинга, основ
антидопинговых правил и концепции честного спорта, осознавать последствия
допинга;
• определять базовые понятия и термины физической
культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями
со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники
двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
• разрабатывать содержание самостоятельных
занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать
задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
• руководствоваться правилами профилактики
травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды
в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой
доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий
физическими упражнениями.
Выпускник
получит возможность научиться:
• характеризовать
цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де
Кубертена в становлении современного
Олимпийского
движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
• характеризовать
исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих
спортсменов, принёсших славу
российскому спорту;
• определять
признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление
здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных
систем организма.
Способы двигательной (физкультурной)
деятельности
Выпускник
научится:
• использовать занятия физической культурой,
спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального
отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических
кондиций;
• составлять комплексы физических упражнений
оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать
индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей
собственного организма;
• классифицировать физические упражнения по их
функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в
процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических
качеств;
• самостоятельно проводить занятия по обучению
двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять
ошибки и своевременно устранять их;
• тестировать показатели физического развития и
основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами,
контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий
физической подготовкой;
• взаимодействовать со сверстниками в условиях
самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и
проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических
качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник
получит возможность научиться:
• вести
дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов
проведения самостоятельных занятий
физическими упражнениями разной функциональной
направленности,
данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической
подготовленности;
• проводить
занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега,
лыжных прогулок и туристских
походов, обеспечивать их оздоровительную
направленность;
• проводить
восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов
оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник
научится:
• выполнять комплексы упражнений по профилактике
утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в
процессе трудовой и учебной деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения,
целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы,
быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять акробатические комбинации из числа
хорошо освоенных упражнений;
• выполнять гимнастические комбинации на
спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять
легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
• выполнять технику основных способов плавания:
кроль на груди и спине, брасс;
• выполнять основные технические действия и
приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой
деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня
индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник
получит возможность научиться:
• выполнять
комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся
индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
• преодолевать
естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов
лазания, прыжков и бега,
плавания;
• осуществлять
судейство по одному из осваиваемых
видов
спорта;
• выполнять
тестовые нормативы по физической подготовке.
Содержание
учебного предмета «Физическая культура»
Знания о
физической культуре
5 класс
История
физической культуры
Олимпийские игры
древности.
Возрождение
Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения
олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР).
Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Физическая
культура (основные понятия)
Физическое развитие
человека.
Физическая подготовка
и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Физическая
культура человека
Режим дня, его
основное содержание и правила планирования.
6 класс
История
физической культуры
Краткая
характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая
культура (основные понятия)
Организация и
планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Физическая
культура человека
Закаливание
организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
7 класс
История
физической культуры
Требования к технике
безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая
культура (основные понятия)
Техническая
подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Физическая
культура человека
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных
качеств личности.
8 класс
История
физической культуры
Организация и проведение пеших туристических походов
Физическая
культура (основные понятия)
Всестороннее и
гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая
культура.
Физическая
культура человека
Проведение
самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
9 класс
История
физической культуры
Физическая культура в
современном обществе.
Физическая
культура (основные понятия)
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый
образ жизни.
Профессионально-прикладная
физическая подготовка.
Физическая
культура человека
Восстановительный
массаж.
Проведение банных
процедур.
Доврачебная помощь во
время занятий физической культурой и спортом.
5 класс
Выбор
упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки,
физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Оценка эффективности занятий физической
культурой.
Самонаблюдение
и самоконтроль.
6 класс
Выбор упражнений и составление индивидуальных
комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных
перемен).
Оценка
эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение
и самоконтроль.
Оценка
эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка
техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения
(технических ошибок).
Измерение
резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
7 класс
Организация и
проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных
комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных
перемен).
Оценка
эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
8 класс
Организация и
проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой.
Планирование занятий физической культурой
Оценка
эффективности занятий физической культурой.
Оценка эффективности занятий
физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы
выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
9 класс
Организация и
проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной
физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка
эффективности занятий физической культурой.
Измерение резервов организма и состояния здоровья с
помощью функциональных проб.
Физическое
совершенствование
5-9 классы
Физкультурно-оздоровительная
деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и
учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и
корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная
деятельность с общеразвивающей направленностью
Акробатические
упражнения и комбинации.
Ритмическая
гимнастика (девочки).
Опорные
прыжки.
Упражнения
и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения
и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Упражнения
и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях
(мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения.
Прыжковые
упражнения.
Метание
малого мяча.
Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная
подготовка.
Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей
направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами
акробатики. Развитие гибкости,
координации движений, силы, выносливости.
Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, коорди-нации
движений.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации
движений.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.
Содержание программы
1. «Знания о физической культуре»
История
физической культуры.
- Олимпийские
игры древности: мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности.
- Возрождение
Олимпийских игр и олимпийского движения: возрождение Олимпийских игр и
олимпийского движения.
- История
зарождения олимпийского движения в России: Олимпийское движение в
дореволюционной России, роль А.Д. Бутовского в эго становлении и развитии.
- Олимпийское
движение в России (СССР): основные этапы развития олимпийского движения в
России (СССР).
Физическая
культура (основные понятия)
- Физическое
развитие человека: понятие о физическом развитии, характеристика его основных
показателей.
- Физическая
подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств:
физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических
качеств.
- Адаптивная
физическая культура: адаптивная физическая культура как система занятий
физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья.
- Здоровье и
здоровый образ жизни: здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры
в его формировании.
Физическая
культура человека.
- Режим дня, его
основное содержание и правила планирования: режим дня, его основное содержание
и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность
человека.
- Закаливание
организма: закаливание организма способами принятия воздушных ванн, купания.
- Влияние
занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности:
влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств
личности (воли, смелости, трудолюбия, честности, этических норм поведения).
- Доврачебная
помощь во время занятий физической культурой и спортом: оказание доврачебной
помощи во время занятий физической культурой и спортом.
2. Способы двигательной (физкультурной)
деятельности.
Организация и
проведение самостоятельных занятий физической культурой.
- Подготовка к
занятиям физической культурой: требования безопасности и гигиенические правила
при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения
самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой, физической
(технической) подготовкой (в условиях спортивного зала и открытой спортивной
площадки).
- Выбор
упражнений и составление индивидуальных комплексов для физкультминуток,
физкультпауз (подвижных перемен): составление (по образцу) индивидуальных
планов занятий физической подготовкой,
выделение основных частей
занятий, определение их направленности и содержания.
- Организация
досуга средствами физической культуры: организация досуга средствами физической
культуры, характеристика занятий подвижными и спортивными играм.
- Самонаблюдение
и самоконтроль: самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по его
основным показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, показатели
осанки.
- Оценка
эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельность: ведение
дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей
физического развития и физической подготовленности.
- Оценка техники
движений, способы выявления: простейший анализ и оценка техники осваиваемого
упражнения по методу сличения его с эталоном.
3. Физическое совершенствование.
3.1.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные
формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
- Комплексы
упражнений физкультминуток и физкультпауз.
- Комплексы
упражнений на формирование правильной осанки.
Индивидуальные
комплексы адаптивно (лечебной) и корригирующей физической культуры.
- Индивидуальные
комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры, подбираемые в соответствии
с медицинскими показателями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата,
центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов зрения).
3.2.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с
основами акробатики.
Организующие
команды и приемы:
- построение и
перестроение на месте;
- перестроение из колонны по одному в колонну
по четыре дроблением и сведением;
- перестроение из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием;
- передвижение в
колонне с изменением длины шага.
Акробатические
упражнения и комбинации:
- акробатические
упражнения: кувырок вперед в группировке;
- кувырок назад
в упор присев;
- из упора
присев перекат назад в стойку на лопатках.
Ритмическая
гимнастика (девочки)
- стилизованные
общеразвивающие упражнения.
Опорные прыжки:
- прыжок на
гимнастического козла с последующим спрыгиванием.
Упражнения и
комбинации на гимнастическом бревне (девочки)
- передвижения
ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед, стойка на
коленях с опорой на руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись); зачетная
комбинация.
Упражнения и
комбинации на гимнастической перекладине:
- висы согнувшись,
висы прогнувшись
Легкая атлетика.
Беговые
упражнения:
- бег на
короткие дистанции: от 10 до 15 м ;
- ускорение с высокого старта; бег с ускорением от 30 до 40 м ; скоростной бег до 40 м ; на результат 60 м ;
- высокий старт;
- бег в равномерном темпе от 10 до 12 минут;
- кроссовый бег;
бег на 1000м.
- варианты челночного бега 3х10 м.
Прыжковые
упражнения:
- прыжок в длину
с 7-9 шагов разбега способом «согнув
ноги»;
- прыжок в
высоту с 3-5 шагов разбега способом
«перешагивание».
Метание малого
мяча:
- метание теннисного мяча с места на дальность
отскока от стены;
- метание малого
мяча на заданное расстояние; на
дальность;
- метание малого
мяча в вертикальную неподвижную мишень;
- броски набивного мяча двумя руками из-за
головы с положения сидя на полу, от груди.
Спортивные игры.
Баскетбол:
- стойка игрока, перемещение в стойке
приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- остановка двумя шагами и прыжком;
- повороты без мяча и с мячом;
- комбинация из освоенных элементов техники
передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)
- ведение мяча
шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; по
прямой, с изменением направления движения и скорости;
- ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на
месте;
- передача мяча
двумя руками от груди на месте и в
движении;
- передача мяча
одной рукой от плеча на месте;
- передача мяча
двумя руками с отскоком от пола;
- штрафной
бросок;
- вырывание и
выбивание мяча;
- игра по
правилам.
Волейбол:
- стойки игрока; перемещение в стойке приставными
шагами боком, лицом и спиной вперед;
- ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол,
встать, подпрыгнуть и др.);
- прием и
передача мяча двумя руками снизу на месте
в паре, через сетку;
- прием и
передача мяча сверху двумя руками;
- нижняя прямая
подача;
- игра по упрощенным правилам мини-волейбола.
Футбол:
- стойка игрока; перемещения в стойке приставными
шагами боком, спиной вперед, ускорения, старты из различных положений;
- удары по
неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороны стопы;
- удары по мячу
серединой подъема стопы;
- остановка
катящегося мяча внутренней стороны стопы;
- остановка мяча
подошвой
- ведение мяча по прямой;
- удары по воротам указанными способами на точность
(меткость) попадания мячом в цель;
- комбинация из освоенных элементов: ведение, удар
(пас), прим мяча, остановка, удар по воротам;
- игра по упрощенным правилам на площадках разных
размеров.
Прикладно-ориентированная
подготовка.
Прикладно-ориентированные
упражнения:
- передвижение
ходьбой, бегом по пересеченной местности;
- лазанье по
канату (мальчики);
- лазанье по
гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, по диагонали лицом и спиной к
стенке (девочки);
- приземление на
точность и сохранение равновесия;
- преодоление
полос препятствий.
Упражнения
общеразвивающей направленности.
Общефизическая
подготовка:
- физические
упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Гимнастика с
основами акробатики:
Развитие гибкости
- наклон
туловища вперед, назад в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении
стоя, сидя, сидя ноги в стороны;
- упражнения с
гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности
плечевого сустава (выкруты);
- комплексы
общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых,
тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного
столба.
- комплексы
активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений;
- упражнения для
развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений
- преодоление
препятствий прыжком с опорой на руки;
- броски
теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и не подвижную мишень, с места
и разбега;
- разнообразные
прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением;
- прыжки на
точность отталкивания и приземления.
Развитие силы
- подтягивание в
висе и отжимание в упоре;
- подтягивание в
висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки);
- отжимание в
упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;
- поднимание ног
в висе на гимнастической стенке до посильной высоты;
- метание
набивного мяча из различных исходных положений;
- комплексы
упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с увеличивающимся темпом
движений без потери качества выполнения).
Легкая атлетика:
Развитие выносливости
- бег с
максимальной скоростью в режиме повоторно-интервального метода;
- бег с
равномерной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности.
Развитие силы
- прыжки в
полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны);
- запрыгивание с
последующим спрыгиванием;
- комплексы
упражнений с набивными мячами.
Развитие быстроты
- бег на месте с
максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры;
- повторный бег
на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой);
- прыжки через
скакалку в максимальном темпе;
- подвижные и
спортивные игры, эстафеты.
Баскетбол
Развитие быстроты
- ходьба, бег в
различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками и
выполнением различных заданий (прыжки вверх, назад, вправо, влево; приседания и
т.д.);
- выпрыгивание
вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой;
- челночный бег
(чередование дистанции лицом и спиной вперед);
- прыжки вверх
на обеих ногах и на одной ноге с места и с разбега;
- подвижные и
спортивные игры, эстафеты.
Развитие выносливости
- повторный бег
с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом отдыха.
Развитие координации движений
- броски
баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени;
- бег с «тенью»
(повторение движений партнера);
- бег по
гимнастической скамейке;
- броски малого
мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последующей его ловлей одной рукой
(обеими руками) после отскока от стены (от пола).
Футбол
Развитие быстроты
- старты из
различных положений с последующим ускорением;
- бег с
максимальной скоростью по прямой, с остановками (по свистку, хлопку, заданному
сигналу);
- прыжки через
скакалку в максимальном темпе;
- прыжки по
разметкам на правой (левой) ноге;
- прыжки вверх
на обеих ногах и одной ноге с продвижением вперед;
- подвижные и
спортивные игры, эстафеты.
Развитие силы
многоскоки;
прыжки на обеих ногах с дополнительным отягощением (вперед, в приседе).
Тематический план
при трехразовых занятиях в неделю
5 – 9 классы
№ п/п
|
Наименование тем
|
Класс
|
Основные виды учебной деятельности
|
||||
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|||
Количество часов
|
|
||||||
1.
|
«Знания о физической культуре»
|
В
процессе урока
|
|
||||
|
«История
физической культуры»
|
Определять основные направления развития
физической культуры в обществе, раскрывать целевое предназначение каждого из
них.
Объяснять причины включения упражнений из
базовых видов спорта в школьную программу по физической культуре.
|
|||||
|
«Физическая
культура (основные понятия)»
|
Раскрывать понятия всестороннего и гармоничного
развития личности, спортивной подготовки, здорового образа жизни.
|
|||||
|
«Физическая
культура человека»
|
Определять назначение физкультурно-оздоровительных
занятий, их роль и значение в режиме дня.
Использовать
правила подбора и составления комплексов физических упражнений для
физкультурно- оздоровительных занятий
|
|||||
2.
|
«Способы двигательной (физкультурной)
деятельности»
|
В
процессе урока
|
Готовить места занятий в условиях помещения и
на открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными
условиями.
Выявлять
факторы нарушения техники безопасности при занятиях физической культурой и
своевременно их устранять
|
||||
|
«Организация и
проведение самостоятельных занятий физической культурой»
|
||||||
|
«Оценка
эффективности занятий физической культурой»
|
Тестировать развитие основных физических
качеств и соотносить их с показателями физического развития, определять
приросты этих показателей по учебным четветям и соотносить их с содержанием и
направленностью занятий физической культурой
|
|||||
3.
|
«Физическое совершенствование»
|
105
|
105
|
105
|
105
|
102
|
|
3.1.
|
«Физкультурно-оздоровительная
деятельность»
|
В процессе
урока
|
Выполнять упражнения и комплексы с различной оздоровительной
направленностью, включая их в занятия физической культурой, осуществлять
контроль за физической нагрузкой во время этих занятий
|
||||
3.2.
|
«Спортивно-оздоровительная
деятельность общеразвивающей направленностью»
|
105
|
105
|
105
|
105
|
102
|
|
|
«Гимнастика с
основами акробатики»
|
21
|
21
|
21
|
21
|
20
|
Знать и различать строевые
команды, четко выполнять строевые команды. Описывать технику акробатических упражнений и составлять
акробатические комбинации из числа разученных упражнений
|
|
«Легкая
атлетика»
|
21
|
21
|
21
|
21
|
20
|
Описывать технику выполнения беговых, прыжковых
упражнений, технику метания малого мяча, осваивать их самостоятельно,
выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.
|
|
«Лыжная
подготовка»
|
16
|
16
|
16
|
16
|
15
|
Организовывать совместные занятия со сверстниками.
Описывать технику передвижения на лыжах,
осваивать её самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.
|
|
«Спортивные
игры»
|
47
|
47
|
47
|
47
|
47
|
|
|
- баскетбол
|
21
|
21
|
21
|
21
|
21
|
Организовывать совместные занятия баскетболом
со сверстниками, осуществлять судейство игры.
Описывать технику игровых действий и приемов,
осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.
|
|
- волейбол
|
21
|
21
|
21
|
21
|
21
|
Организовывать совместные занятия волейболом
со сверстниками, осуществлять судейство игры.
Описывать технику игровых действий и приемов,
осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.
|
|
- футбол
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
Организовывать совместные занятия футболом со
сверстниками, осуществлять судейство игры.
Описывать технику игровых действий и приемов,
осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.
|
3.3.
|
«Прикладно-ориентированная
подготовка»
|
В
процессе урока
|
Организовывать совместные занятия прикладной
физической подготовкой, составлять их содержание и планировать в системе
занятий физической культурой.
Владеть
вариативным выполнением прикладных упражнений, перестраивать их технику в
зависимости от возникающих задач и изменяющихся условий
|
||||
|
«Прикладно-ориентированные
упражнения»
|
||||||
3.4.
|
«Упражнения
общеразвивающей направленности»
|
В процессе
урока
|
Организовывать совместные занятия физической подготовкой, составлять их
содержание и планировать в системе занятий физической культурой.
|
Для усвоения основных знаний применяются
следующие формы, методы и технологии
обучения:
Освоения
и совершенствование техники двигательных действий будет осуществляться
словесными (диалог), наглядными (показ упражнения, компьютерная демонстрация)
методами.
Для развития двигательных способностей
используются следующие методы: метод
слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной
интенсивности, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный
метод, непредельных усилий, строго регламентированного упражнения, повторный
метод, вариативный метод.
Формы организации
деятельности учащихся на уроке: в вводно-подготовительной и заключительной
частях – фронтальная, непрерывного
упражнения, в основной – групповая и индивидуальная.
Образовательная
технология:
личностно – ориентированное обучение, информационно
– коммуникационные технологии, системно – деятельностный подход.
ФОРМЫ
КОНТРОЛЯ:
Оценивание деятельности учащихся
проводится направлениям:
· по основам
знаний;
· по технике
владения двигательными действиями;
· по способам
осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность;
· по уровню
физической подготовленности
Требования к
уровню подготовки выпускников 5 класса
Физические
качества
|
Физические упражнения
|
мальчики
|
девочки
|
Быстрота
|
Бег 60м с низкого старта, с
Прыжки через скакалку в максимальном темпе, 10 с
|
9,2
20
|
10,2
10
|
Сила
|
Подтягивание из виса, кол-во раз
Прыжок в длину с места, см
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во
раз
|
8
180
-
|
-
165
24
|
Выносливость (выбирается любое из упражнений)
|
Кроссовый бег на 2км, мин
Передвижение на лыжах на 2км, мин
Бег на 2000м, мин
Бег на 1000м, мин
|
14.30
16.30
10.30
-
|
17.20
21.00
-
5.40
|
Координация движений
|
Последовательное выполнение кувырков, кол-во раз
Челночный бег 3*10м, с
|
5
8,2
|
-
8,8
|
Тематическое
планирование учебного материала для 5-8 класса
№
п/п
|
Вид программного материала
|
Кол-во
часов
|
1
четверть
|
2
четверть
|
3
четверть
|
4
четверть
|
||||||||
1
|
Основы знаний
|
|
В процессе
урока
|
|||||||||||
2
|
Лёгкая атлетика
|
21
|
11
|
|
|
|
|
10
|
|
|||||
3
|
Футбол
|
5
|
|
3
|
|
|
|
|
2
|
|||||
4
|
Баскетбол
|
21
|
|
13
|
8
|
|
|
|
||||||
5
|
Волейбол
|
21
|
|
|
14
|
7
|
|
|
||||||
6
|
Гимнастика с элементами акробатики
|
21
|
|
|
|
8
|
13
|
|
||||||
7
|
Лыжная подготовка
|
16
|
|
|
|
16
|
|
|
||||||
|
Всего часов:
|
105
|
27
|
22
|
31
|
25
|
||||||||
Карта контрольно-оценочной
деятельности
5-9 класс
№
пп
|
Тема контроля / форма контроля ( зачет)
|
Время проведения контроля (номер урока по КТП)
|
1.
|
Бег 30м
|
1 четверть – 2 урок
|
2.
|
Бег 60м
|
1 четверть – 4 урок
|
3.
|
Бег 400м
|
1 четверть – 7 урок
|
4.
|
Бег 1000м
|
1 четверть – 8 урок
|
5.
|
Эстафетный бег 400м
|
1 четверть – 11 урок
|
6.
|
Метание малого мяча
|
1 четверть – 13 урок
|
7.
|
Передвижение баскетболиста
|
1 четверть – 16 урок
|
8.
|
Передачи мяча
|
1 четверть – 19 урок
|
9.
|
Броски мяча в корзину
|
1 четверть – 20 урок
|
10.
|
Броски мяча в корзину после ведения+2 шага
за 1 мин
|
1 четверть – 22 урок
|
11.
|
Бег 100м
|
1 четверть – 24 урок
|
12.
|
Выполнение акробатической комбинации
|
1 четверть – 29 урок
|
13.
|
Подтягивание на перекладине
|
2 четверть – 31 урок
|
14.
|
Наклон вперед
|
2 четверть – 32 урок
|
15.
|
Прыжки через козла
|
2 четверть – 34 урок
|
16.
|
5 кувырков вперед
|
2 четверть – 35 урок
|
17.
|
Поднимание туловища за 30 сек
|
2 четверть – 37 урок
|
18.
|
Выполнение акробатической комбинации 2
|
2 четверть – 40 урок
|
19.
|
Бег 100м
|
2 четверть – 45 урок
|
20.
|
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
|
2 четверть – 46 урок
|
21.
|
Передачи мяча сверху над собой
|
3 четверть – 52 урок
|
22.
|
Передачи мяча снизу над собой
|
3 четверть – 56 урок
|
23.
|
Передачи мяча в парах
|
3 четверть – 58 урок
|
24.
|
Прыжки через скакалку
|
3 четверть – 60 урок
|
25.
|
Челночный бег 4*9 м
|
3 четверть – 64 урок
|
26.
|
Поднимание туловища за 1 мин
|
3 четверть – 67 урок
|
27.
|
Прыжки в высоту
|
3 четверть – 70 урок
|
28.
|
Подтягивание
|
3 четверть – 72 урок
|
29.
|
Прыжок в длину с места
|
3 четверть – 74 урок
|
30.
|
Челночный бег 3*10 м
|
3 четверть – 76 урок
|
31.
|
Наклон вперед
|
4 четверть – 80 урок
|
32.
|
Подтягивание
|
4 четверть – 82 урок
|
33.
|
Броски мяча в корзину
|
4 четверть – 83 урок
|
34.
|
Прыжок в длину с места
|
4 четверть – 86 урок
|
35.
|
Метание малого мяча
|
4 четверть – 89 урок
|
36.
|
Бег 30м
|
4 четверть – 91 урок
|
37.
|
Бег 60м
|
4 четверть – 94 урок
|
38.
|
Бег 400м
|
4 четверть – 95 урок
|
39.
|
Эстафетный бег 400м
|
4 четверть – 99 урок
|
40.
|
Бег 100м
|
4 четверть – 99 урок
|
41.
|
Бег 1000м
|
4 четверть – 101 урок
|
Приложение 1
Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 15 лет
Мальчики
№
п/п
|
Физические
способности
|
Контрольное упражнение
(тест)
|
Воз-раст
|
Уровень
|
||
низкий
|
средний
|
высокий
|
||||
1.
|
Скоростные
|
Бег
|
11
|
6,3 и выше
|
6,1 – 5,5
|
5,0 и ниже
|
12
|
6,0
|
5,8 – 5,4
|
4,9
|
|||
13
|
5,9
|
5,6 – 5,2
|
4,8
|
|||
14
|
5,8
|
5,5 – 5,1
|
4,7
|
|||
15
|
5,5
|
5,3 – 4,9
|
4,5
|
|||
2.
|
Координационные
|
Челночный
бег 3х10 м
|
11
|
9,7 и выше
|
9,3 – 8,8
|
8,5 и ниже
|
12
|
9,3
|
9,0 – 8,6
|
8,3
|
|||
13
|
9,3
|
9,0 – 8,6
|
8,3
|
|||
14
|
9,0
|
8,7 – 8,3
|
8,0
|
|||
15
|
8,6
|
8,4 – 8,0
|
7,7
|
|||
3.
|
Скоростно-силовые
|
Прыжок в
длину с места
|
11
|
140 и ниже
|
160 - 180
|
195 и выше
|
12
|
145
|
165 - 180
|
200
|
|||
13
|
150
|
170 - 190
|
205
|
|||
14
|
160
|
180 - 195
|
210
|
|||
15
|
175
|
190 - 205
|
220
|
|||
4.
|
Гибкость
|
Наклон
вперед из положения сидя
|
11
|
2 и ниже
|
6 - 8
|
10 и выше
|
12
|
2
|
6 - 8
|
10
|
|||
13
|
2
|
5 - 7
|
9
|
|||
14
|
3
|
7 - 9
|
11
|
|||
15
|
4
|
8 - 10
|
12
|
|||
5.
|
Силовые
|
Подтягивание:
на высокой перекладине из виса
|
11
|
1
|
4 - 5
|
6 и выше
|
12
|
1
|
4 - 6
|
7
|
|||
13
|
1
|
5 - 6
|
8
|
|||
14
|
2
|
6 – 7
|
9
|
|||
15
|
3
|
7 - 8
|
10
|
Приложение 2
Девочки
№
п/п
|
Физические
способности
|
Контрольное упражнение
(тест)
|
Воз-раст
|
Уровень
|
||
низкий
|
средний
|
высокий
|
||||
1.
|
Скоростные
|
Бег
|
11
|
6,4 и выше
|
6,3 – 5,7
|
5,1 и ниже
|
12
|
6,3
|
6,2 – 5,5
|
5,0
|
|||
13
|
6,2
|
6,0 – 5,4
|
5,0
|
|||
14
|
6,1
|
5,9 – 5,4
|
4,9
|
|||
15
|
6,0
|
5,8- 5,3
|
4,9
|
|||
2.
|
Координационные
|
Челночный
бег 3х10 м
|
11
|
10,1 и выше
|
9,7 – 9,3
|
8,9 и ниже
|
12
|
10,0
|
9,6 – 9,1
|
8,8
|
|||
13
|
10,0
|
9,5 – 9,0
|
8,7
|
|||
14
|
9,9
|
9,4 – 9,0
|
8,6
|
|||
15
|
9,7
|
9,3 – 8,8
|
8,5
|
|||
3.
|
Скоростно-силовые
|
Прыжок в
длину с места
|
11
|
130 и ниже
|
150 - 175
|
185 и выше
|
12
|
135
|
155 - 175
|
190
|
|||
13
|
140
|
160 - 180
|
200
|
|||
14
|
145
|
160 - 180
|
200
|
|||
15
|
155
|
165 - 185
|
205
|
|||
4.
|
Гибкость
|
Наклон
вперед из положения сидя
|
11
|
4 и ниже
|
8 - 10
|
15 и выше
|
12
|
5
|
9 - 11
|
16
|
|||
13
|
6
|
10 - 12
|
18
|
|||
14
|
7
|
12 - 14
|
20
|
|||
15
|
7
|
12 - 14
|
20
|
|||
5.
|
Силовые
|
Подтягивание:
на низкой перекладине из виса лежа
|
11
|
4 и ниже
|
10 - 14
|
19 и выше
|
12
|
4
|
11 - 15
|
20
|
|||
13
|
5
|
12 – 15
|
19
|
|||
14
|
5
|
13 – 15
|
17
|
|||
15
|
5
|
12 - 13
|
16
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий